ОАО ИНТЕГРАЛ


Оборонка

В Госдуме просят ЦБ выделить на поддержку ОПК до 4 трлн рублей через коммерческие банки


Нельзя допустить срыва программ техперевооружения, для чего необходимо предусмотреть субсидирование процентной ставки и компенсации курсовых разрывов, отмечает Владимир Гутенев
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев выступил с инициативой о господдержке предприятий ОПК, в рамках которой предложил Центробанку выделить для их поддержки до 4 трлн рублей через коммерческие банки.
Как сообщил Гутенев журналистам, он направил письмо руководителю фракции "Единая Россия" в Госдуме Владимиру Васильеву с инициативой о вынесении на рассмотрение комплекса возможных мер по поддержке ОПК в нынешних условиях. Среди них, в частности, предложение об оперативном внесении изменений в закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
"Суть этих изменений, - разъяснил Гутенев, - заключается в том, чтобы исключить требования госзаказчиков о предоставлении банковских гарантий при заключении государственных контрактов, направленных на выполнение ГОЗ предприятиями, входящими в закрытый перечень, утверждаемый коллегией Военно-промышленной комиссии".
Он напомнил, что для пополнения ликвидности коммерческих банков ЦБ выделил 1 трлн рублей. Теперь, полагает депутат, "регулятор должен поддержать ОПК и выделить через коммерческие банки на его целевое фондирование от 3 трлн до 4 трлн рублей, "подкрасив" их для целевого использования и установив предельную маржинальную наценку на кредиты не более 2,5%". Процент для кредитования предприятий ОПК не должен превышать 8%, а срок погашения кредита установить до 10 лет (до 2025 года). Процентная ставка по кредитам в иностранной же валюте не должна превышать 5% при сроке погашения до 5 лет.
"Целями кредитования должны быть завершение программ по техническому перевооружению, создание запасов импортной электронной компонентной базы, обеспечение выполнения контрактов по линии военно-технического сотрудничества. Это необходимо не только для реализации ГОЗ в рамках государственной программы вооружения, но и финансирования инвестиционных проектов, рефинансирования текущих кредитов" - считает замглавы комитета.
Но главное, подчеркивает Гутенев, который также является президентом Лиги содействия оборонным предприятиям, нельзя допустить срыва программ техперевооружения, для чего необходимо предусмотреть субсидирование процентной ставки и компенсации курсовых разрывов. Особой поддержкой должны пользоваться предприятия, входящие в закрытый перечень, утверждаемый Коллегией ВПК. Эта поддержка должна предусматривать предоставление государственных гарантий, причем в упрощенном порядке.
"Помимо этого,- заметил Гутенев,- следует рассмотреть возможность ежеквартальной корректировки коэффициента дефлятора, установления минимального уровня фактической рентабельности предприятий ОПК не менее 15%, введения для них моратория на 1 год с возможной пролонгацией на новый порядок исчисления налога на землю". Целесообразно, по его мнению, также "предусмотреть выделение средств для реализации проекта по внедрению машиносчитываемой маркировки для борьбы с контрафактной продукцией и снижения издержек, а также контроля производственных процессов".
Гутенев уточнил, что вопросы поддержки ОПК, учитывая их высокую актуальность, в прошлом году неоднократно обсуждались на заседаниях Бюро Союза машиностроителей России, в том числе с участием министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и председателя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. По мнению депутата, в формировании перечня предприятий, наиболее остро нуждающихся в поддержке, должны участвовать Военно-промышленная комиссия, Минпромторг России, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Госкорпорация "Ростех". Необходимость такой поддержки, подчеркнул депутат, подтверждается участившимися обращениями в его адрес по данному вопросу со стороны руководителей организаций ОПК.
«ТАСС» 27 января 2015 года

Правительству предложили меры по поддержке ОПК


Депутат Госдумы Владимир Гутенев попросил премьер-министра выделить 4 трлн рублей на «дешевые» кредиты для оборонных предприятий
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по промышленности и президент ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» (ЛСОП) Владимир Гутенев направил председателю правительства Дмитрию Медведеву обращение (имеется в распоряжении «Известий») с предложениями по поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса. Как указал парламентарий, по обращениям к нему представителей оборонных предприятий были подготовлены заключения ЛСОП, Союза машиностроителей России и экспертов Госдумы по необходимым мерам поддержки военно-промышленной отрасли, которые нуждаются в оценке со стороны исполнительной власти.
Предложения содержат девять пунктов. Первый из них предполагает значительные финансовые вливания в ОПК. В нем ЦБ РФ предлагается выделить целевое фондирование от 3 трлн до 4 трлн рублей через коммерческие банки с установлением предельной маржинальной наценки на кредит не более 2,5%. В формировании перечня предприятий, наиболее остро нуждающихся в поддержке, должны участвовать Военно-промышленная комиссия, Минпромторг России, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, госкорпорация «Ростех».
Далее рекомендуется установить ставку для кредитования предприятий ОПК не более 8%, а срок погашения кредита до 10 лет (до 2025 года). «Это необходимо не только для реализации государственного оборонного заказа в рамках государственной программы вооружения, но и для финансирования инвестиционных проектов, рефинансирования текущих кредитов», — отмечено в обращении.
Для кредитования в иностранной валюте предлагается установить еще более низкий процент — 5% на 5 лет. Как отмечено в обращении, это будет необходимо для создания запасов импортной электронной компонентной базы.
Кроме того, предлагается ввести мораторий на 1 год с возможностью пролонгации на новый порядок исчисления налога на землю для ОПК. При этом предложения содержат и пункт о целесообразности установить минимальный уровень фактической рентабельности для предприятий ОПК не менее 15%.
— Мы должны понимать, что в разных отраслях разная рентабельность, среднюю предсказать невозможно. В области военно-технического сотрудничества рентабельность довольно высока, имеется хорошая валютная выручка. С другой стороны, серьезно увеличились объемы по гособоронзаказу, который сегодня предполагает невысокую рентабельность. Если же учитывать затраты, такие, например, как закупка станкового оборудования, 95% которого приобретается за рубежом, то предприятия оказываются в сложном положении. В первую очередь из-за того, что эти закупки значительно дорожают из-за снижения курса рубля, — заметил Владимир Гутенев. — При этом существующие сейчас механизмы ценообразования не формируют условий, предусматривающих учет таких издержек, не оставляют задела для снижения цен в перспективе. Поэтому необходимо установить барьер рентабельности в 15%. Сейчас у нас есть предприятия, которые работают на этом уровне, но их очень мало. Банки же, привыкшие получать не заработанные деньги, предлагают кредиты со ставкой 30%. И это притом что им обещана антикризисная помощь от государства в размере нескольких миллиардов рублей.
Именно позиция банков по кредитам, как считает Владимир Гутенев, требует от государства введения механизмов «дешевого» кредитования для предприятий ОПК в целях сохранения и повышения эффективности их работы.
— Логично будет для предприятий ОПК, входящих в перечень Минобороны, установить ставку по кредитам не более 2–3%, что позволит государству сэкономить бюджетные деньги, которые оно отдает банкам. Если же этого не произойдет, то в отрасли, а особенно на некоторых ее направлениях (транспортостроении, вагоностроении) начнутся колебания цен, будут расти тарифы естественных монополий, будет сокращаться спрос, — считает депутат. — Что же касается годового моратория перехода на новый порядок исчисления налога на землю, то эта мера поддержит, в первую очередь, производства, имеющие большие площади, например заводы по производству боеприпасов, бронетехники, которые не могут отказаться от испытательных полигонов, трасс... Эти участки зачастую находятся в городах с дорогостоящей землей. Расчет налога по кадастровой стоимости земли превысит нынешний размер выплат по данной расходной статье предприятий в десятки раз, что очень плохо отразится на их дальнейшей работе.
На сегодня оборонно-промышленный комплекс России по своим масштабам уступает, пожалуй, только топливно-энергетической сфере экономики. На предприятиях и заводах ОПК, по разным оценкам последних лет, заняты от 2,5 млн до 3 млн работников, а сами планы государства предусматривают как значительный рост гособоронзаказа для нужд Российской армии, так и рост экспорта отечественного вооружения.
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SPIRI), в 2009–2013 годах Россия значительно увеличила экспорт вооружений, заняв 27% мирового рынка, вплотную подойдя к лидеру по продажам оружия — США, которые за этот период держали 29% мирового рынка. В 2009 году портфель заказов «Рособоронэкспорта» вырос до $32 млрд. В условиях резкого падения цен на энергоносители роль военно-промышленной отрасли в качестве приобретателя валютной выручки существенно возрастает, что делает ОПК еще более значимым для государства не только в сфере поддержания обороноспособности, но в экономическом смысле. «Известия». 17 февраля 2015 года

Предприятия радиоэлектроники будут просчитывать риски связанные с производством продукции военного назначения


Проекты будут рассчитываться с помощью математических моделей.
«Российские предприятия будут просчитывать все риски, связанные с реализацией сложных инновационных проектов военного назначения (ПВН). Наряду с анализом финансового обеспечения таких проектов компании будут рассматривать научно-технические и производственные риски»,- отметила генеральный директор ЦНИИ «Электроника» Алена Фомина в статье «Управление риском при создании продукции военного назначения».
В частности, планируется проводить отбор проектов для включения в состав программ создания ПВН. Данная процедура будет осуществляться с помощью специально разработанных математических моделей, которые на основе количественных показателей позволят производить оценки ущерба от невыполнения рассматриваемых проектов. На практике данный метод позволит выделить наиболее предпочтительные варианты.
Указанный инструментарий математической обработки результатов рискованности проектов будет использоваться независимыми друг от друга экспертами. Кроме того, данный метод позволит явно выделить проекты – «лидеры» и проекты – «аутсайдеры», то есть проекты, принятие решений по которым не будут вызывать сомнения.
Таким образом, государство получит эффективный инструмент для реализации проектов военного назначения, который позволит оптимизировать производство такой продукции и снизить возможные издержки. «Instel.ru»
02 марта 2015 года

Как и зачем «Алмаз-Антей» получает ключевые радиоэлектронные предприятия «Ростеха» и «облизывается» на частную «РТИ Системы»


«Алмаз-Антей» с момента создания находился под плотным контролем со стороны ближнего окружения Владимира Путина. Почему на смену ПВО пришла ВКО и кто за этим может стоять?
Президент Владимир Путин 5 февраля подписал указ о создании на базе концерна ПВО «Алмаз-Антей» концерна воздушно-космической обороны (ВКО) с аналогичным названием и передаче в него ряда предприятий. Это решение готовилось более года. В чем его суть и с чем оно связано, разбиралась «Лента.ру».
Что такое «Алмаз-Антей»?
Концерн ПВО «Алмаз-Антей» появился в 2002 году. Это горизонтальный холдинг (отраслевая монополия), объединивший основных производителей зенитных ракетных и радиолокационных систем в стране.
Сейчас в концерн входят около 60 предприятий, среди которых крупнейшие разработчики профильной техники: НПО «Алмаз» (С-25, С-75, С-125, С-200, С-300П/ПМ, «Редут», С-350, С-400, С-500), НИЭМИ (С-300В, «Тор», «Оса», «Круг»), МНИИРЭ «Альтаир» (морские ЗРК «Ураган», «Кинжал», С-300Ф), «НИИ радиоприборостроения» (системы ПРО Москвы А-35, А-135), «НИИ приборостроения имени Тихомирова» (ЗРК «Куб», «Бук», бортовые РЛС истребителей). Также концерн выпускает радиолокационные станции и является головным разработчиком систем управления воздушным движением в стране.
Выручка концерна в 2013 году превысила 272 миллиарда рублей (12-е место в рейтинге крупнейших оборонных корпораций планеты), чистая прибыль достигла 12,7 миллиарда рублей.
Это просто переименование?
Нет, дело не только в изменении названия. Тем же указом в состав «Алмаз-Антея» переданы Корпорация космических систем специального назначения «Комета», «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И. Берга», а также ОАО «Завод "Навигатор"». Все три предприятия занимались космическим эшелоном информационных средств ВКО (разведка, целеуказание, мониторинг, спутниковая навигация).
Переход от ПВО к ВКО как к единой системе наметился давно, с развитием средств поражения и освещения обстановки, а также их интеграцией в единое боевое информационное пространство. Несколько лет назад в России были созданы Войска воздушно-космической обороны, собравшие под своей крышей ПВО и космические войска с их ПРО, системой предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и системой контроля космического пространства (СККП). Теперь к ним присоединятся и ВВС, и все это переименовывается в воздушно-космические силы.
В чем суть преобразований?
Изначальная причина — в той самой интеграции. В январе 2014 года это подробно объяснил вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за оборонную промышленность.
«Алмаз-Антей» преимущественно собрал производителей средств поражения и в значительной степени — радарщиков. Однако такой важный компонент, как наземные радиолокационные средства СПРН, очутился совсем в другой структуре — концерне «РТИ Системы», принадлежащем группе АФК «Система» Владимира Евтушенкова. Космический же эшелон информационных средств ВКО находился и вовсе в корпорации «Комета» и в институте Берга.
Логика понятна: собрать под одной управленческой крышей всех, кто решает задачу формирования единой системы ВКО — от обнаружения цели до ее поражения, причем как аэродинамической цели, так и баллистической, как в пределах атмосферы, так и за ее пределами.
«Комету» концерну отдали росчерком пера — она и так государственная, а вот с «РТИ Системами» придется немного повозиться. Национализация крупнейшего частного оборонного концерна страны (выручка за 2013 год — 26,2 миллиарда рублей, чистая прибыль — 2,4 миллиарда рублей, 80-е место в мировом рейтинге) — задачка посложнее.
Что решают кадры?
«Алмаз-Антей» с момента создания находился под плотным контролем со стороны ближнего окружения Владимира Путина, в особенности — Сергея Иванова, который в этом окружении курировал военно-технические вопросы.
Так, после кадровой чехарды первого года концерна, закончившейся в 2003-м убийством и.о. гендиректора Игоря Климова, структуру возглавил генерал-майор госбезопасности Владислав Меньщиков и оставался на этом посту более 10 лет, до марта 2014 года. Советом директоров руководили аппаратные «тяжеловесы»: сперва влиятельный помощник президента по кадрам Виктор Иванов (ныне — глава Госнаркоконтроля), потом замглавы администрации президента Александр Беглов (ныне полпред в ЦФО). С 2011 года во главе совета — Владимир Медовников (работал в советских внешторговских организациях, с 2005 года — советник Сергея Иванова).
А в октябре 2014-го на пост председателя совета директоров концерна пришел «сверхтяжеловес» из ближнего окружения президента — глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, в прошлом многолетний руководитель «Рособоронэкспорта» (ныне принадлежащего «Ростеху»).
Какой во всем этом смысл?
Приход Чемезова в «Алмаз-Антей», о высокой вероятности которого заговорили еще летом 2014 года, источники связывали с необходимостью отладить работу концерна ВКО, в том числе обеспечить передачу туда некоторых радиоэлектронных предприятий «Ростеха».
Эта трактовка, безусловно, имеет под собой основание, как и недавнее заявление о том, что смена руководства «Объединенной авиастроительной корпорации» должна привести к улучшению координации между авиастроителями и холдингами «Ростеха», поставляющими оборудование для авиапрома. Однако не великовата ли фигура создателя и руководителя сверхгиганта с объемом выручки свыше триллиона рублей (по сути, теневого министерства оборонной и не очень оборонной промышленности) для того, чтобы обеспечить передачу «некоторых» предприятий?
Похоже, что все обстоит как раз наоборот. «Алмаз-Антей», одна из первых в России оборонных монополий, отныне втянута в орбиту влияния госкорпорации «Ростех» за счет «личной унии» с ее руководителем Чемезовым. На иной результат было бы странно рассчитывать при столь серьезном кадровом назначении. Источник: Лента.ру

ЦНИИ «Электроника»: России необходимо еще 800 тысяч высококвалифицированных специалистов

ЦНИИ «Электроники» проверил кадровый состав, занятый на предприятиях ОПК. Оказалось, что для решения приоритетных задач социально-экономического развития России необходимо дополнительно не менее 800 тысяч высококвалифицированных специалистов.

Результаты проведенной проверки подтверждают, что для решения приоритетных вопросов социально-экономического развития страны необходимо не менее 800 тысяч высококвалифицированных специалистов, большая часть из которых нужна ОПК. Кроме того, в течение семи лет должны пройти переподготовку и повысить квалификацию около 200 тыс. инженерно-технических работников оборонно-промышленного комплекса.

По словам специалистов ЦНИИ «Электроника», в настоящий момент средний возраст всех работников российского ОПК составляет 46 лет, но эта цифра не отражает всю остроту проблемы, так как в нем происходит опережающее старение в первую очередь высококвалифицированных специалистов и исследователей, которые, как правило, и определяют инновационный потенциал всего комплекса. На многих предприятиях средний возраст специалистов превысил 50 лет. Около 70% докторов наук старше 60 лет, половина из них старше 70 лет. Численность работников моложе 35 лет составляет всего 30%, при этом запросы предприятий выше уровня их подготовки.

Вместе с тем продолжается сокращение количества высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров для ОПК. За последнее время их число уменьшилось на 32%, составив в численном выражении всего 222 учебных заведения.

ЦНИИ «Электроника» предложил ряд мер, направленных на повышение эффективности деятельности вузов за счет совершенствования качества образовательных услуг и повышения активности образовательных учреждений в инновационной деятельности.

В основе предлагающегося подхода лежит математическая модель, которая подробно учитывает в своих расчетах ряд основных факторов. Авторы также предлагают методику подбора соответствующих индексов для включения в полный список определяющих факторов.

Подробнее с результатами проведенного исследования и с предложенными мерами можно ознакомиться в материалах научной статьи, опубликованной в 1-м выпуске журнала «Радиопромышленность» за 2015 год. В подготовке статьи приняли участие д.э.н., проф. МАИ Батьковский А.М., д.э.н., проф. МИФИ Фомина А.В., (ОАО «ЦНИИ «Электроника»). Источник: http://instel.ru



Консультации

Отдел перспективного маркетинга:
Тел.                       + 375 17 398 1054
Email: markov@bms.by
ICQ: 623636020
Бюро рекламы научно-технического отдела
Тел.                       + 375 17 212 3230
Факс:                     + 375 17 398 2181


Home Map

Back

Contact

Engl Russ

© Reseach & Design Center 2014