ОАО ИНТЕГРАЛ


Выпуск  № 28(910) от 2 сентября  2011 года


Новости компаний


Стив Джобс покидает Apple


Стив Джобс (Steve Jobs), глава Apple, уходит со своего поста. Его место займет Тим Кук (Tim Cook) – директор по производству. Джобс останется председателем совета директоров компании.
В заявлении Apple ничего не сказано о состоянии здоровья Джобса, но сам Джобс говорит о нем в заявлении об увольнении, которое он отправил в совет директоров Apple в среду.
«Я всегда говорил, что если наступит день, когда я больше не смогу справляться со своими обязанностями как президент Apple, я первый об этом сообщу. Увы, этот день настал», – написал Джобс, который ушел в отпуск по состоянию здоровья в январе этого года. Его обязанности главы Apple до сих пор выполнял Тим Кук.
Арт Левинсон (Art Levinson), член совета директоров Apple, отметил большую роль Джобса, которую он сыграл в судьбе компании: «Необычайное чутье и умелое руководство Джобса помогло Apple выйти из того бедственного положения, в котором она находилась, и стать мировым лидером инновационных технологий».
Twitter и другие социальные сети пестрят комментариями и сетованиями фанатов Apple. Например, один из пользователей Twitter написал о наступлении конца эпохи, а другой выразил надежду, что уход Джобса не связан с ухудшением состояния его здоровья.
В январе текущего года Джобс в очередной раз ушел в отпуск по состоянию здоровья – двумя годами спустя после полугодового отпуска, во время которого ему сделали операцию по пересадке печени. Несмотря на то, что последний отпуск был взят в третий раз из-за проблем со здоровьем, Джобс продолжал принимать основные стратегические решения, а Кук – осуществлять ежедневное руководство компанией.
Кук уже около 30 лет работает в компьютерной отрасли. Так, до прихода в Apple в 1998 г. он работал на руководящих постах в компаниях IBM Intelligent Electronics и Compaq.
Джобс последний раз публично выступал, представляя iCloud – сервис бесплатного хранения данных в беспроводных сетях и сервис синхронизации на конференции Worldwide Developers Conference – ежегодном мероприятии Apple. Когда Джобс уходил со сцены, ему была устроена продолжительная овация.
Совместно со Стивом Возняком (Steve Wozniak) Джобс основал Apple в 1976 г. В конце 1970-х гг. они разработали один из первых коммерчески успешных персональных компьютеров.
В гараже, принадлежавшем родителям Джобса, они сделали компьютерную плату, прототип компьютера Apple I. Местный торговец электронным оборудованием заказал им 25 таких устройств, после чего Возняк оставил прежнюю работу, а Джобс – учебу в вузе, чтобы руководить своим предприятием. До наших дней дожило лишь небольшое количество компьютеров Apple I.
В 1981 г. Стив Возняк попал в авиакатастрофу на личном самолете, не справившись с управлением во время взлета. Ее последствиями стала временная утрата способности запоминать события, происходившие после катастрофы. Возняк вернулся в компанию лишь в 1983 г., а затем прекратил активную деятельность в 1987 г.
В компании Apple Джобс занимался подбором кадров. По приглашению Джобса исполнительными директорами Apple сначала стал Майк Скотт, а затем тогдашний президент компании PepsiCo Джон Скалли, который в 1985 г. выдавил из компании Джобса.
В свое отсутствие в Apple Джобс основал компьютерную компанию NeXT, а в 1986 г. купил у киностудии Lucasfilm студию The Graphics Group, позже переименованную в Pixar и перепроданную корпорации Walt Disney. К руководству Apple Джобс вернулся в 1997 г. Именно он стоял у руля руководства компании, когда она стала символом подъема новейших технологий и небывалого предпринимательского успеха.
Объемы продаж самых популярных новинок компании – iMac, iTunes, iPod, iPhone и iPad – неоднократно достигали рекордных показателей. В начале текущего месяца Apple заняла первое место в мире по величине рыночной капитализации, когда совокупная стоимость ее акций на фондовой бирже одномоментно достигла 341,5 млрд долл., превысив на 100 млн долл. показатели нефтяного гиганта Exxon Mobil.
На счету Стива Джобса свыше 230 изобретений – от компьютеров и портативных средств связи до дизайна интерфейсов, панелей управления, спикерфонов и т.д.
На своем посту в Apple Джобс получал чисто символическую зарплату в 1 доллар в год, однако он владеет более 5 млн акций Apple и 138 млн акций Walt Disney. Журнал Forbes в 2009 г. оценил состояние Джобса в 5,1 млрд долл., поставив его на 43-ю строку в списке самых преуспевающих американцев.
«Надеюсь, у Apple самое светлое и прекрасное будущее инновационной компании. Я постараюсь внести свой вклад в ее успех в новом качестве», – написал Джобс в своем письме об отставке. Шесть лет назад в одной из своих речей Джобс сказал: «Смерть, вероятно, – одно из лучших изобретений в жизни. Она способствует изменениям, освобождая место всему новому».
Тим Кук, который уже некоторое время работает на посту Джобса, стал известен как руководитель, которому трудно угодить. На должность директора по производству Кук был назначен в 2005 г., проработав уже на этом посту два года. В ведении Кука было производство, дистрибуция и склады, а также работа с операторами мобильной связи. Именно ему принадлежит организация преуспевающего магазина розничной торговли Apple, а также обеспечение выхода на рынок новой продукции компании.
По мнению Майка МакГуйара (Mike McGuire), аналитика Gartner, одним из важных результатов, которых достиг Джобс во время своего второго руководства Apple, стало восстановление корпоративной культуры: «Он создал невероятно творческие коллективы. Apple предстоят нелегкие времена, но она справится со своей задачей без Джобса».
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/snabworldmarket/doc/56946/ 25.08.2011


AMD возглавил бывший руководитель IBM и Lenovo


После семимесячных поисков совет директоров AMD назначил президентом и исполнительным директором компании 49-летнего Рори Рида (Rory Read) – бывшего президента и операционного директора Lenovo.
Рори Рид 23 года проработал в компании IBM, где он занимал несколько руководящих постов. В 2006 г. Рид перешел в Lenovo, после того как IBM продала ей свой бизнес, а в 2009 г. был назначен на должность президента и главного операционного директора.
На пресс-конференции, состоявшейся по случаю назначения главы AMD, Брюс Клафлин (Bruce Claflin), председатель совета директоров компании, охарактеризовал Рида как опытного и авторитетного руководителя, который в состоянии увеличить прибыль компании и провести ее преобразование. Кроме того, в качестве бывшего заказчика AMD Рид поможет ей укрепить свое положение стратегического партнера Lenovo.
По словам Рида, AMD является высокотехнологичной и инновационной компанией с уникальной интеллектуальной собственностью и хорошим потенциалом роста.
По словам Рида, AMD поставила свыше 12 млн процессоров ускоренной обработки Fusion, производство которого началось в IV кв. 2010 г. У AMD – большой потенциал роста на рынке процессоров для ПК, а также на рынках мобильных и облачных вычислений.
По мнению Крэга Бергера (Craig Berger), аналитика FBR Capital Markets, Рид – заслуживающий доверия руководитель, который последние пять лет проработал в Lenovo. Он позволит укрепить связи с этой компанией, чтобы увеличить продажи AMD, а также заручится поддержкой IBM в области разработки и фаундри.
Однако, по мнению Бергера, бизнес-модель AMD остается структурно неполноценной в условиях, когда Microsoft приняла решение установить новую версию Windows на ARM-процессоры, а планшеты на ARM-ядрах отнимают долю потребительского рынка AMD.
Главный вопрос в том, сможет AMD удержаться на втором месте после Intel, или ARM-процессоры Nvidia и других поставщиков этих ядер на Windows станут основной альтернативой процессорам x86. Ответ на этот вопрос будет дан нескоро.
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/snabworldmarket/doc/56958/ 26.08.2011


Дочерняя компания Intel извещает о банкротстве


Компания Spectrawatt, которая отделилась от Intel в 2008 г. и занималась производством солнечных панелей, подала в суд заявление о своем банкротстве.
Spectrawatt закрыла производство в декабре прошлого года, уволив 110 сотрудников. Фабрика начала работать в мае 2010 г.
Газета Times-Herald Record сообщила о том, что компания Spectrawatt на прошлой неделе подала заявление о банкротстве в суд, прося его дать разрешение на продажу активов объемом в десятки миллионов долларов. Spectrawatt возлагает вину за свое банкротство на вендоров и давление со стороны конкурирующих компаний, которые производят солнечные панели в странах, где субсидии выше, а стоимость труда – ниже.
В 2008 г. Intel заявила об отделении ключевых активов стартапа, специализировавшегося на солнечных панелях, для образования независимой компании под названием SpectraWatt. С помощью фонда Intel Capital эта компания получила инвестиции в размере 50 млн долл.
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/snabworldmarket/doc/56927/ 24.08.2011

 

Продажи


Продажи полупроводников уменьшились на 1,5% в июне


Как сообщает Semiconductor Industry Association (SIA), доходы от продажи полупроводниковых чипов в июне достигли отметки в $24,68 млрд, что на 1,5% меньше результата предшествующего месяца и на 0,5% меньше результата июня 2010 года. В столь печальном результате виноват снижающийся потребительский спрос.
По сравнению с июнем 2010 года три из четырёх основных рынков полупроводниковой продукции испытали рост доходов. Исключением, конечно, является рынок Японии, общие доходы от которого упали на 11,8% из-за последствий землетрясения ранее в этом году.
Несмотря на небольшой спад в июне, за первую половину текущего года наблюдался рост доходов от продаж полупроводниковой продукции в размере 3,7% по сравнению с тем же периодом прошлого 2010 года, а в целом в этом году SIA ожидает рост в размере 5,4%.
http://www.3dnews.ru/news/614997/?ext=subscribe&source=subscribeRu/05.08.2011


Модули DRAM продолжат дешеветь до конца года


В оставшейся части текущего года рынок DRAM продолжит свое падение, прогнозируют аналитики iSuppli. Среди негативных предпосылок для развития рынка они называют существующий избыток модулей оперативной памяти на складах производителей, а также ставшее уже неконтролируемым падение цен.
В третьем квартале, как ожидают эксперты, мейнстреймовые модули DRAM DDR3 объемом 2 Гб подешевеют до 1,6 долларов, то есть на 24% относительно второго квартала, когда их розничная цена составляла 2,1 доллара. В рамках текущего года это будет самое значительное снижение цены. По оценкам экспертов iSuppli, во втором квартале цены на DRAM сократились только на 5% относительно первого. В четвертом квартале прогнозируемое ими снижение цен составит 22%. Таким образом, приобретение 2-гигабайтового модуля оперативной памяти DDR3 обойдется всего в 1,25 доллара.
Предполагается, что ослабление рынка DRAM подтолкнет производителей к оптимизации своего продуктового предложения, некоторые из них, возможно, займутся выпуском модулей флеш-памяти NAND. Помимо этого, разработчики продолжат работу над увеличением объема DRAM, что в дальнейшем отразится на сокращении их производства и поставок. По мнению экспертов, эти меры будут способствовать стабилизации ситуации на рынке.
www.astera.ru/01.09.2011



Планшеты и ридеры завоёвывают пожилых пользователей


Компания Nielsen оценила популярность мобильных устройств среди пользователей различных возрастных групп в США.
Аналитики изучали спрос на смартфоны, планшетные компьютеры и букридеры. Владельцы гаджетов были разделены на шесть групп в зависимости от возраста: в первую попали пользователи до 17 лет, в последнюю — люди старше 55. Сравнивались результаты за вторую четверть 2011 года и за третий квартал 2010-го.
Как показало исследование, «умнофоны» остаются наиболее популярными среди потребителей 25–34 лет: таковых 26% от общего количества владельцев коммуникаторов в США. По сравнению с прошлым годом показатель не изменился. Одновременно наблюдается снижение доли смартфоновладельцев младше семнадцати.
Nielsen отмечает, что к планшетам и ридерам всё благосклоннее относятся пожилые пользователи. Так, среди обладателей планшетов на долю людей старше 55 лет во втором квартале приходилось 19%, тогда как в третьей четверти 2010-го этот показатель был почти вдвое ниже. В сегменте же букридеров он увеличился с 25 до 30%.
А вот доля владельцев планшетов в возрасте до 34 лет сократилась с 62 до 46%; у поклонников ридеров спад в этой группе не такой резкий — с 46 до 35%.

Популярность мобильных устройств среди пользователей различных возрастных групп (данные Nielsen).


Популярность мобильных устройств среди пользователей различных возрастных групп (данные Nielsen).

www.compulenta.ru/30/08.2011

Разработки


ON Semiconductor расширяет ассортимент компонентов EEPROM памяти


Новые устройства отличаются большим объемом памяти и ориентированы на автомобильный, медицинский и потребительский рынки
ON Semiconductor, ведущий поставщик высокопроизводительных кремниевых решений для энергоэффективной электроники, анонсировал новые микросхемы EEPROM памяти для применения в автомобильных, медицинских и потребительских приложениях.
Серия новых EEPROM включает микросхемы большой емкости — CAT24C512, объемом 512 Кбит, и CAT24M01, объемом 1 Мбит, с напряжением питания от 1.8 В до 5.5 В. CAT24C512 и CAT24M01 оснащены 256-байтным и 128-байтным буфером постраничной записи, соответственно. Оба устройства поддерживают стандартный (100 кГц), скоростной (400 кГц) и сверхскоростной (1 МГц) последовательные протоколы I2C. Новые микросхемы выпускаются по 0.18 мкм маломощной КМОП технологии на собственной фабрике компании ON Semiconductor, расположенной в городе Грешем (Gresham), штат Орегон, США.
Помимо этого, компания представила серию EEPROM, сертифицированных по AEC-Q100 для автомобильных применений. Устройства поддерживают напряжение питания от 2.5 В до 5.5 В, стандартный и скоростной протоколы I2C. CAV24C64, объемом 64 Кбит, и CAV24C32, объемом 32 Кбит, оснащены 32-байтным буфером постраничной записи, в то время как 2-килобитные CAV24C02, 4-килобитные CAV24C04, 8-килобитные CAV24C08 и 16-килобитные CAV24C16 используют 16-байтный буфер. Эти устройства также производятся на заводе в Орегоне по 0.35 мкм технологическому процессу.
Все новые микросхемы памяти EEPROM поддерживают срок сохранности данных до 100 лет и 1.000.000 циклов записи/стирания. Диапазон рабочих температур составляет -40...+125?C.
В течение года планируется выпуск новых устройств, включая версия с большим объемом памяти и автомобильного исполнения, с интерфейсом SPI.
"Современная фабрика компании ON Semiconductor в городе Грешем, штата Орегон, позволяет нам использовать собственные передовые технологии производства, а ее производственная мощность гарантирует стабильный канал поставок компонентов EEPROM памяти", - говорит Дев Нэр (Dev Nair), директор по маркетингу направления EEPROM компонентов компании ON Semiconductor. "Мы рады, что уже сегодня можем предложить нашим клиентам компоненты I2C EEPROM, как с большим объемом памяти, так и автомобильного исполнения, и с оптимизмом смотрим в будущее, планируя расширить наш ассортимент, добавив линейку SPI EEPROM в течение этого года".
Корпуса и цены
CAT 24C512 и CAT24M01 доступны в бессвинцовых, отвечающих требованиям RoHS, 8-выводных корпусах SOIC, TSSOP и DIP, цена составляет $0,90 за шт. для CAT24C512 и $1,50 для CAT24M01 в партии 10.000 шт. CAV24C02, CAV24C04, CAV24C08, CAV24C16, CAV24C32 и CAV24C64 доступны в бессвинцовых, отвечающих требованиям RoHS 8-выводных корпусах TSSOP и SOIC, цены лежат в диапазоне от $0,27 до $0,67 за шт. (цены, заявленные производителем).
http://catalog.gaw.ru/index.php?page=document&id=39120.26.08.2011


Наука и технологии


Ученые придумали, как сделать чип по технологии 9 нм


Массачусетский технологический университет нашел способ изготовления чипов с топологическим размером элемента 9 нм. Предыдущий рекорд технологии, которая была задействована в эксперименте, составляет 25 нм.
Ученые из Массачусетского технологического университета (MIT) сообщают, что нашли способ добиться разрешения в 9 нм для технологии электронно-лучевой литографии, которая рассматривается как одна из альтернатив фотолитографии, широко применяющейся сейчас для производства чипов. Результаты своего исследования они опубликовали в последнем номере журнала Microelectronic Engineering.
Отмечается, что на протяжении 50 лет транзисторы в компьютерных чипах становятся все меньше, и все это время производители полупроводниковых используют одну и ту же технологию – фотолитографию. Но размер транзисторов, выполненных с помощью этой технологии, ограничен длиной волны видимого света.
«Если чипмейкеры рассчитывают продолжить идти в сторону уменьшения, им, вероятно, придется переключиться на другие производственные методы», - говорится в сообщении университета.
В MIT поясняют, что исследователи уже давно используют технику, которая называется электронно-лучевой литографией, чтобы создавать прототипы чипов. Однако обычная литография этого типа гораздо медленней, чем фотолитография. Повышение ее скорости, как правило, идет в ущерб разрешению. Так, предыдущий самый маленький чип, созданный на базе электронно-лучевой литографии, обладал топологией в 25 нм, что ненамного лучше показателя в 32 нм, достигнутого с использованием экспериментальной фотолитографии – чипы, созданные с использованием такой технологии уже показывали некоторые производители.
Для того чтобы добиться разрешения в 9 нм ученые MIT подобрали фоторезист (светочувствительный материал), реагирующий на малые дозы электронов, который нанесли более тонким, чем обычно, слоем, чтобы минимизировать разброс электронов. После облучения схему «проявили» в растворе поваренной соли, благодаря чему области, получившие разное количество электронов, выровнялись по характеристикам.
Профессор физики Питер Крют (Pieter Kruit) из технологического университета Делфта в Нидерландах и сооснователь компании Mapper, которая занимается изготовлением литографических систем на базе электронно-лучевой технологии, сомневается, что производители впоследствии используют именно тот фоторезист, который задействовали ученые MIT в своих экспериментах.
«Несмотря на то, что целью ученых было найти фоторезист, реагирующий на малые дозы электронов, тот, что они использовали, является слишком чувствительным», - полагает он.
http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2011/07/12/447294.12.08.2011


Оборонка


Производство продукции гражданского назначения в январе-июле 2011 года в целом по ОПК возросло на 4,7 процента.


В радиоэлектронной промышленности производство продукции гражданского назначения увеличилось на 4%, в том числе в электронной промышленности – на 7%, в промышленности средств связи – на 14,8%, в радиопромышленности – снизилось на 9,4 процента.
На ряде предприятий радиоэлектронного комплекса наблюдался прирост объемов производства:
в электронной промышленности: ФГУП «НПП «Алмаз», ОАО «Плутон», ОАО «Плутон» (приборы СВЧ), ОАО «Экситон», ЗАО «Группа Кремний Эл», ОАО «НПП «Сапфир», ОАО «НИИМЭ и завод «Микрон» (микросхемы интегральные), ОАО «Рязанский завод металлокерамических приборов», ОАО «Катод», ОАО «Электросоединитель», ОАО «Светлана» (приборы электровакуумные), ОАО «Копир», ОАО «Завод «Исеть», ФГУП «Завод «Электродеталь» (соединители электрические), ОАО «Логика», ОАО «Катод» (спецматериалы и полуфабрикаты), ОАО «Завод «Атлант» (детали, узлы, блоки), ОАО «Смоленский завод радиодеталей» (изделия коммутационные и установочные), ОАО «Рикор электроникс» (резисторы), ОАО «НИИПП», ФГУП «ГЗ «Пульсар», ОАО «Оптрон» (полупроводниковые приборы), ОАО «Элеконд», ОАО «Кулон», ОАО «Завод «Реконд (конденсаторы), ОАО «Неон», ОАО «Контакт» (прочая продукция), ОАО «Протон» (приборы оптоэлектронные) и ряд других.
в радиопромышленности: ОАО «НПО «Правдинский радиозавод», ФГУП «Пензенское ПО ЭВТ», ОАО «Рыбинский завод приборостроения», ОАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал», ОАО «Ижевский ЭМЗ «Купол», ОАО «Ковылкинский ЭМЗ», ОАО «Альметьевский завод «Радиоприбор» и др.
в промышленности средств связи: ОАО «Завод микроэлектроники «Риф», ФГУП «Калужский электромеханический завод», ФГУП «Нижегородский завод им. М. В. Фрунзе», ОАО «Владимирский завод «Электроприбор», ОАО «Шадринский телефонный завод» и др.
Вместе с тем на целом ряде предприятий продолжают снижаться объемы производства гражданской продукции.
Minpromtorg.gov.ru 30 августа 2011 года


По следам МАКСа


В подмосковном Жуковском прошел очередной Международный авиационно-космический салон. Он стал юбилейным – десятым (первый состоялся в 1993 году). На нем были представлены как военные, так и гражданские разработки, в данной статье речь пойдет о военной составляющей салона.
Старья не держим
По-видимому, организаторы МАКСа-2011 решили в максимальной степени продемонстрировать новизну отечественной авиатехники. Из экспозиции исчезли привычные Су-24, МиГ-29, Су-27, Ми-24 (даже в варианте Ми-35, который сейчас очень неплохо продается за рубеж). Из относительных «ветеранов» остались лишь «стратеги» Т-160 и Ту-95МС (без них никуда) и перехватчик МиГ-31 (его просто нечем заменить). Зато были представлены Су-25СМ, МиГ-29СМТ, Су-30 в двух вариантах (российском Су-30М2 и экспортном Су-30МК), Су-34, Су-35, Ми-28, Ка-52, учебный вертолет «Ансат», А-50У (новая модификация самолета ДРЛО), под крылом которого разместился учебный Як-130 (получился эффектный контраст). Еще один экземпляр Як-130 показали в боевом варианте, с разнообразным вооружением.
Естественно, что ни одна из этих машин для специалистов сенсацией не является, но они все же достаточно новые. Более того, в отличие от предыдущих выставок (даже МАКСа-2009) сейчас сложнее, глядя на данную технику, применять к ней известное высказывание из репертуара Аркадия Райкина: «Неужели все это сделано в одном экземпляре?». Теперь она начала поступать на вооружение российских ВВС, причем не только в центры боевого применения, но и в строевые части. Пока этих самолетов и вертолетов в строю очень мало, тем не менее два года назад их не было в войсках вообще. В этом плане МАКС-2011 очень контрастирует с омской выставкой ВТТВ-2011, которая состоялась полтора месяца назад. Там умудрились выставить в экспозиции даже БМП-1 и РСЗО «Град» (хорошо хоть не БТР-40).
Наземная ПВО на МАКСе была представлена довольно скромно. Возможно, по той же причине стремления к демонстрации новизны. Исчезли традиционные варианты С-300П, «Бука» и «Тора». Последние два ЗРК выставили на этот раз на колесных шасси. Очевидно, это чисто экспортный вариант, скорее всего для арабских стран, где предпочитают колесные машины гусеничным. В неизменном виде остались лишь ЗРПК «Тунгуска» и два типа ПУ ЗРС С-300В.
Самые последние новинки
На стенде корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) была представлена новая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности РВВ-БД. Согласно рекламным материалам разработчика – ОАО «ГосМКБ «Вымпел» она имеет максимальную дальность стрельбы в переднюю полусферу до 200 километров и высоту поражения целей от 15 до 25 километров. Стартовая масса ракеты – не более 510 килограммов, масса осколочно-фугасной БЧ – 60 килограммов, длина – 4,06 метра, диаметр фюзеляжа – 0,38 метра, размах крыльев – 0,72 метра, размах рулей – 1,02 метра. Оснащена двухрежимным твердотопливным ракетным двигателем и комбинированной системой наведения – инерциальной с радиокоррекцией и активной радиолокационной на конечном участке траектории. Это обеспечивает возможность многоканального обстрела по принципу «выстрелил и забыл», углы целеуказания плюс-минус 60 градусов и поражение целей с перегрузкой до 8 g. По-видимому, эта ракета предназначена для вооружения истребителей пятого поколения.
Второй новинкой, показанной КТРВ, стала модульная ракета класса «воздух-поверхность» малой дальности Х-38М. Ее дальность полета – от 3 до 40 километров, масса – не более 520 килограммов, БЧ – до 250 килограммов. Носителями ракеты способны быть многие типы самолетов и вертолетов. Х-38М может оснащаться различными типами БЧ (осколочно-фугасной, проникающей, кассетной) и разными системами наведения (полуактивной лазерной, активной радиолокационной, тепловизионной, спутниковой).
Никогда ранее не демонстрировался представленный на МАКСе самоходный ПТРК «Корнет» на автомобиле «Тигр» (восемь ракет). По отдельности «Корнет» и «Тигр» уже хорошо известны, а вот совмещения до сих пор видеть не приходилось.
Впервые появился на авиасалоне контейнерный вариант крылатой ракеты Club-K (до этого его показывали два месяца назад на военно-морском салоне в Санкт-Петербурге), который можно скрытно размещать на гражданских судах-контейнеровозах и на автомобилях-трейлерах. Была также представлена «родственница» этой ракеты – российско-индийская «БраМос». Ее скромно охарактеризовали как лучшую сверхзвуковую крылатую ракету в мире (что, в общем, правда). Она выставлялась как в натуральную величину на улице, так и в павильоне на индийском стенде во всех вариантах (наземном, морском, авиационном) в виде моделей.
Все флаги в гости к нам
Индия отнюдь не единственная зарубежная страна, представленная на МАКСе. Вышеупомянутая омская ВТТВ-2011 называлась международной, но фактически не была даже общероссийской, она осталась чисто сибирской. А вот в Жуковский прибыл буквально весь цвет мирового авиастроения.
На статической экспозиции, впрочем, присутствовал лишь европейский пассажирский гигант А-380, а также американские боевые самолеты, которых прибыло в Подмосковье аж 10 штук: стратегический бомбардировщик В-52Н, заправщик КС-10А, два транспортных самолета (стратегический С-5М и тактический С-130J), противолодочный самолет Р-3С, два штурмовика А-10 и три истребителя-бомбардировщика (F-15E, F-16С и D). Последние пять представляли все три авиабазы, которые сегодня остались у ВВС США в Европе: А-10 прилетели из немецкого Шпангдалема, F-16 – из итальянского Авиано, F-15 – из британского Лейкенхита. Совершенно очевидно, что все это было показано уж никак не для продажи (эти самолеты давно и прекрасно всем известны и в той или иной степени старые, например, конкретному В-52, прилетевшему на МАКС, – 51 год, F-15Е – 20 лет), а для демонстрации, с одной стороны, американской мощи, с другой – «перезагрузки» российско-американских отношений. Чем глубже «перезагрузка», тем больше в Жуковском американских самолетов. Интересно, прилетит ли к нам когда-нибудь «Рэптор»?
В павильонах имелись стенды практически всех известных мировых аэрокосмических компаний: «Боинг», «Роллс-Ройс», EADS, «Аления», «Талес» и т. д., вплоть до чилийской FIDAE. Украина вообще сняла целый отдельный павильон, хотя обещанная «Мрия» не прилетела. При этом устремления фирм были разные.
Англосаксы рекламировали только гражданскую продукцию (если не считать американского легкого штурмовика АТ-802 с интересным названием «Воздушный трактор», созданного на базе «Цессны»). Китай также был представлен только моделями гражданских самолетов и космических ракет-носителей, демонстрировать боевую авиацию у «стратегического союзника» китайцы нужным не посчитали.
А вот европейцы готовы продавать нам все, тем более что уже есть практический опыт (правда, не в сфере авиации), поэтому рекламировали не только гражданскую технику, но и боевые вертолеты, и различное подвесное оборудование боевой авиации. Не менее широко развернулась израильская авиационная корпорация IAI. Евреев явно вдохновил успех с продажей в Россию беспилотников, именно этот класс техники они в первую очередь и представили на МАКСе. Также ими предлагались бронемашины и различные средства наблюдения и разведки.
На стенде IAI демонстрировался ролик на тему эффективности применения пилотируемой и беспилотной авиации с высокоточным оружием, средств авиационной разведки и РЭБ. В частности, в этом фильме с помощью УАБ был поражен… российский ракетный крейсер пр. 1164 «Москва»! И израильтяне нам это совершенно спокойно представили, причем ролик шел на русском языке (может быть, эпизод с крейсером не стали вырезать, потому что он длился не более секунды). Впрочем, на стенде Концерна ПВО «Алмаз-Антей» показывали уже наш ролик, где изображалось отражение американского авиационно-ракетного удара. Отечественные ЗРК лихо сбивали «Хорнеты» и «Томагавки». Такой «обмен любезностями» между хозяевами и гостями на одном салоне выглядел несколько странно
Интересно отметить, что кроме израильтян больше всего беспилотников на МАКСе-2011 представила Белоруссия в лице 558-го авиаремонтного завода. Не имея своей полноценной авиационной промышленности, страна смогла создать ее эрзац на базе бывшего АРЗ ВВС СССР. Теперь этот завод занимается модернизацией МиГ-29 и Су-27, а также начал делать БПЛА совместно с КБ «Индела». Причем это именно легкие тактические беспилотники массой в несколько десятков килограммов, сделанные в «израильском стиле», которых так не хватает нашим ВС. Белорусы показали целых четыре БПЛА: «Беркут», Indela-6M, Indela-I.N.Sky (вертолетный) и «Гриф-1».
Российский ассортимент дронов оказался довольно скромным. В МАИ сделан маленький (20 кг) БПЛА «Икосаэдр», способный, однако, находиться в воздухе 3,5 часа. Уральский завод гражданской авиации (Екатеринбург) начинает выпуск БПЛА «Форпост», который представляет собой копию израильского беспилотника Searcher. Он оснащен двигателем Jabiru 2200 мощностью 80 лошадиных сил. Максимальная взлетная масса – 454 килограмма, масса полезной нагрузки – 100 килограммов. Максимальная скорость – 204 км/ч, рабочая скорость – 110–140 км/ч. Максимальная продолжительность полета – 17,5 часа.
Наконец, концерн «Вега», который у нас считается «главным по беспилотникам», представил натурный образец БПЛА «Луч», разработанный предприятием в инициативном порядке на собственные средства (это само по себе очень четко отражает отношение нашего военного руководства к данному классу техники). Он предназначен для решения задач оптико-электронной, радиолокационной, радио- и радиотехнической разведки и ретрансляции. Боевой радиус – 250–500 километров. Максимальная скорость полета – 270 км/ч, максимальная высота – 7 тысяч метров. Продолжительность полета – 18 часов (при увеличении размаха крыла и увеличенном запасе топлива – до 30 часов). Взлетная масса БПЛА – до 800 килограммов. Возможна установка ударного оружия общей массой до 170 килограммов либо в контейнере под фюзеляжем, либо на пилонах под крыльями. Кроме данного аппарата «Вега» предлагает (в форме рекламных проспектов) целый набор малых и сверхмалых БПЛА («Дрозд», «Типчак», «Ласточка»), а также аэростатный комплекс мониторинга и ретрансляции, способный взаимодействовать с этими аппаратами. К сожалению, остается неясным, нужно ли это Минобороны России.
Зрелище на высоте
В летной программе МАКСа участвовало множество машин: и пассажирские (А-380 и Ту-204), и вертолеты (включая самый большой в мире Ми-26, известный под жаргонным прозвищем «Корова»), и пилотажные группы на учебных L-39 (отечественная «Русь» и латвийская «Балтийские пчелы»), и, разумеется, боевые самолеты. Среди последних, как обычно, блистали качеством пилотажа «Стрижи» и «Русские витязи». Был представлен в летной программе и F-15Е. Кроме того, два боевых самолета показали только в воздухе (на стоянке их не демонстрировали) – это французский истребитель «Рафаль» и «звезда салона» прототип российского истребителя пятого поколения с «танковым» названием Т-50. Один из двух имеющихся сегодня Т-50, впрочем, в последний день МАКСа сломался при взлете, но, очевидно, это «рядовая» поломка самолета, проходящего испытания.
Именно потому, что машина находится в стадии испытаний, Т-50 продемонстрировал «всего лишь» традиционный высший пилотаж. То же самое можно сказать про F-15Е и «Рафаль», но они показали «обычный» высший пилотаж по иной причине – сделать «кобру», «колокол», «хук» и другие элементы сверхпилотажа данные самолеты по своим летным характеристикам просто неспособны. Эти фигуры остаются монополией МиГ-29 и Су-27, а также их наследников (МиГ-29ОВТ, МиГ-35, Су-35), что и было в очередной раз продемонстрировано на МАКСе.
В отечественной литературе уже много лет идет дискуссия о том, есть ли польза от сверхманевренности наших истребителей. Скептики считают, что сложный пилотаж неспособны освоить строевые летчики, он невозможен на машинах с полной боевой нагрузкой (меняются вес и центровка машины). Кроме того, от «кобры», например, в воздушном бою нет никакой пользы, кроме вреда: сделавший ее самолет будет немедленно сбит, а выстрелить ракетами себе «за спину» совершенно нереально. Наконец, в дальнем ракетном бою за пределами визуальной видимости сверхманевренность и даже обычная маневренность вообще не имеют значения, при этом в таком бою мы проигрываем западным машинам из-за худших параметров отечественных РЛС.
С другой стороны, последние модели истребителей США – F/А-18Е и F-22 тоже научились делать «кобру». Американцы заинтересовались сверхманевренностью потому, что новейшие истребители имеют очень малую ЭПР, а излучение собственной РЛС их лишь демаскирует. В итоге может произойти возвращение «на новом витке» к временам вьетнамской войны – доминирующим вновь станет ближний маневренный воздушный бой с применением ракет малой дальности и пушек. И здесь сверхманевренность может оказаться решающим фактором достижения победы. В итоге получится интересная вещь: наши конструкторы делали свои истребители сверхманевренными потому, что у них лучше всего получалось именно это (в то время как у американцев лучше «шла» невидимость). А теперь оказывается, что они были провидцами… Правда, если американцы потянулись к сверхманевренности, то наши – к невидимости (Т-50 – первый российский самолет, претендующий на реализацию технологии «Стелс»
Противоположности сходятся
По поводу организационный стороны МАКСа можно сделать целый ряд серьезных замечаний. Но, наверное, не надо портить этим юбилейное мероприятие. Все же в целом ведь было хорошо Александр Храмчихин,заместитель директора Института политического и военного анализа
Опубликовано в выпуске № 34 (400) за 31 августа 2011 года
30.08.2011,Военно-промышленный курьер

 


Российская микроэлектроника


На Северном Кавказе будет создана «Кавказская кремниевая долина»


Речь идет о создании высокотехнологичного производственного кластера кремниевой продукции для солнечной энергетики.
Как пишет «Коммерсантъ», этот межрегиональный проект был представлен 23 августа на заседании Совета глав представительств республик Северо-Кавказского федерального округа и Ставропольского края. В конце августа проект будет представлен аппарату полпреда в СКФО, вице-премьера Александра Хлопонина.
В программе проекта предполагается, что в Ставропольском крае будет размещено производство поликристаллического кремния, в Кабардино-Балкарии – монокристаллического кремния, в Карачаево-Черкесии – мультикристаллического кремния, в Северной Осетии – фотоэлектрических преобразователей, в Дагестане – солнечных модулей.
С 2010 г. на Северном Кавказе ведется работа по созданию современного туристического кластера. Программу реализует госкорпорация «Курорты Северного Кавказа». Одобряя проект, президент Дмитрий Медведев выразил надежду, что туристическая программа станет отправной точкой для решения проблем региона, лишь бы только руководство субъектов было готово «отрешиться от получения быстрых денег».
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/russianmarket/doc/56947/ 25.08.2011
Томский НИИПП начал серийное производство светодиодов
ОАО "Научно-исследовательский институт полупроводниковых приборов" (НИИПП) запустило серийный выпуск светодиодов в рамках проекта по строительству в Томске завода светодиодных светильников.
Об этом сообщил в четверг журналистам главный инженер института Владимир Коваленко.
НИИПП включен в состав холдинговой компании (интегрированной структуры) в области СВЧ-техники, полупроводниковых приборов и материалов под управлением ОАО "Российская электроника". Компания намерена построить завод светодиодных светильников полного цикла в томской особой экономической зоне (ОЭЗ), строительство завода должно начаться в 2012 году, запуск намечен на 2013 год. Стоимость проекта - 6,5 миллиардов рублей. По словам Коваленко, на заводе будет создан полный цикл производства, от выращивания кристаллов до изготовления светодиодных светильников.
"В настоящее время идет проектирование завода, на этом этапе вкладываются сотни миллионов рублей. Уже создано юрлицо, выделен земельный участок, приобретено оборудование. В НИИПП пошел серийный выпуск светодиодов мелкими партиями на том оборудовании, которое здесь расположено. То есть идет отработка технологии изготовления светодиодов", - сказал Коваленко.
По его словам, после запуска завода объемы производства превысят 100 миллионов светодиодов в год.
"Мы планируем на второй год запуска завода производить 110-120 миллионов светодиодов по году и полмиллиона светильников. Потребители будут как в России, так и за ее пределами. Этот рынок бездонный", - сказал он.
Ранее сообщалось, что экспертный совет по технико-внедренческим особым экономическим зонам (ОЭЗ) при Минэкономразвития в декабре 2010 года присвоил статус резидента ООО "Базовый Центр светодиодных технологий - Томск" ("дочка" ОАО "Российская электроника") по разработке, проектированию и производству материалов и конструкций светотехнической продукции на базе светодиодов с объемом инвестиций 5,3 миллиарда рублей. Позднее была проведена переоценка строительства, уточнена стоимость оборудования. В итоге стоимость проекта увеличилась до 6,5 миллиарда рублей.
В мае 2010 года руководство "Росэлектроники" заявляло, что компания создаст три базовых центра внедрения светодиодов в Петербурге, Москве и Томске, которые станут основой российской светодиодной промышленности.
ОАО "Российская электроника" образовано в начале 2009 года на базе государственного холдинга "Российская электроника".
В настоящее время "Российская электроника" в качестве холдинговой и управляющей компании консолидирует потенциал около 80 предприятий электронной отрасли. Предприятия специализируются в разработке и производстве изделий электронной техники, электронных материалов и оборудования для их изготовления, а также СВЧ-техники, полупроводниковых приборов и материалов.
"RusСable.ru" 30 августа 2011 года


Прочее в России


«Ангстрем» начал продавать оборудование Huawei


Зеленоградский производитель микросхем «Ангстрем» стал еще и дистрибутором оборудования связи: он подписал контракт с оператором МТТ. Прежде «Ангстрем» и МТТ могли иметь общих совладельцев. Теперь, утверждают компании, их объединяет только общий партнер.
Научно-производственное объединение (НПО) «Ангстрем» – одна из компаний группы «Ангстрем» – подписало долгосрочный контракт с МТТ, предусматривающий модернизацию ядра транзитной сети с помощью оборудования китайской Huawei. Об этом рассказали представители обеих компаний. Это первый контракт в развитие июньского соглашения между НПО «Ангстрем» и Huawei, по которому зеленоградский завод начнет выпускать изделия электронной техники и телекоммуникационное оборудование под брендом Huawei: базовые станции стандарта LTE, оборудование DWDM, IP-коммутаторы, маршрутизаторы и др.
До сих пор группа «Ангстрем» была известна как разработчик и производитель микроэлектроники. Контракт с МТТ предусматривает, что НПО не только поставит ей оборудование Huawei, но и смонтирует, наладит его, а затем будет отвечать за техподдержку. Эти работы выполнят сотрудники, нанятые НПО «Ангстрем», под контролем специалистов Huawei, объясняет представитель группы «Ангстрем» Алексей Дианов. А с 2012 г. поставляться будет уже оборудование, выпущенное на НПО «Ангстрем», передал «Ведомостям» президент группы «Ангстрем» Алексей Таболкин.
Общая стоимость контракта до конца 2011 г. (с учетом оборудования, работ и техподдержки) превысит 100 млн руб., говорят Дианов и представитель МТТ Денис Борушевский. Она может приблизиться к 180 млн руб., уточняет источник, близкий к одной из сторон.
Установив оборудование Huawei, МТТ переведет всю федеральную транзитную сеть на IP-технологии, так что подключенным к этой сети операторам станет проще передавать по ней данные в пакетном режиме (не придется использовать шлюзы), объясняет гендиректор МТТ Евгений Васильев. В 2010 г., по данным отчета МТТ, 92% ее выручки пришлось на голосовую связь, в основном на транзит трафика между региональными сетями. Но эти доходы у МТТ сокращаются, в 2010 г. – на 25%. Теперь компания сможет активнее работать с data-трафиком. Кроме того, модернизация сети позволит МТТ уже в 2011 г. предоставлять по всей стране новые услуги на основе IP-телефонии.
Для «Ангстрема» расширение бизнеса тоже важно: его проект выпуска чипов по технологии 0,13-0,11 мкн на оборудовании AMD не запущен, а действующее микроэлектронное производство только в 2010 г. вернулось к прибыльности (2009 год «Ангстрем» завершил с 24,5 млн руб. убытка). Как распределится сумма контракта между НПО «Ангстрем» и Huawei, их представители не говорят. Львиная часть достанется Huawei, утверждает источник, близкий к одной из сторон.
МТТ и НПО «Ангстрем» не чужие друг другу. В июне 2011 г. выяснилось, что председатель совета директоров и совладелец НПО «Ангстрем» – бывший министр связи (1999-2008 гг.) Леонид Рейман. А 50% МТТ до 2009 г. принадлежали «Гамма капиталу» Джеффри Гальмонда, который, согласно высказанному в 2006 г. мнению Цюрихского третейского суда, частью телекоммуникационных активов владел в интересах «высокопоставленного чиновника российского правительства», курировавшего связь. Сейчас МТТ контролируется кипрскими Synterra Cyprus Ltd. («дочка» «Промсвязькапитала» Алексея и Дмитрия Ананьевых) и Eventis Telecom (владелец 100% – Глеб Огнянников, говорит представитель компании). «Промсвязькапитал» – единственный владелец 75% голосующих акций МТТ, говорит его представитель Дарья Литвина. Рейман никак не связан с МТТ, говорит его представитель.
МТТ выбрала «Ангстрем» с учетом заявленного этой компанией высокого уровня кооперации с производителем – Huawei, передал «Ведомостям» Васильев. А контракт с Huawei – результат «тщательного отбора по принципам функциональности, надежности и цены».
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/russianmarket/doc/56914/ 24.08.2011

 


Почему ГЛОНАСС заработал в России, но его никто не покупает


РБК daily решила проверить, как работает ГЛОНАСС не на презентациях и макетах, а в обычном автомобиле.
Это вообще работает?» – раздраженно спрашивает собеседник, с которым в очередной раз между делом речь зашла о ГЛОНАСС и его перспективах. Таким же вопросом наверняка задается большинство россиян, услышав в новостях о некой целевой программе, обязательном оснащении ГЛОНАСС еще одного вида транспорта или потерянных в водах Мирового океана российских спутниках. Режет слух и стоимость проекта – до 2020 года на него запросили 462 млрд руб.
Окончательно в необходимости эксперимента убедили встречи с разработчиками и потенциальными потребителями. «Мы и без того поставили на наши машины системы слежения и без труда перейдем на ГЛОНАСС, когда он заработает», – говорит директор по маркетингу одной из крупнейших транспортных компаний московского региона. И тихо повторяет: «Если заработает».
Как оно работает
О том, что ГЛОНАСС работает, знают, похоже, исключительно те, кто связан с системами навигации по роду деятельности. По просьбе редакции компания «Русские навигационные технологии» (РНТ) установила на автомобиль корреспондента два бортовых блока системы мониторинга местоположения транспорта. Первый был оснащен GPS-приемником, второй – GPS/ГЛОНАСС, но настроенный только на определение сигналов спутников ГЛОНАСС-группировки.
Оба приемника работали от прикуривателя, которых в автомобиле тоже было два, так что условия «соревнования» были равными. Два этих блока принимали сигналы со спутников разных группировок и передавали данные через GSM-модуль на сервер, где вся информация записывалась и хранилась. Также на карте выводился маршрут, который проделали два взятых в аренду блока, – так называемый «трек».
Испытание проводилось в два этапа. Первый прошел, можно сказать, в полевых условиях – в Московской, Рязанской и Тамбовской областях, где не было высотных зданий и приему сигнала со спутников ничего не мешало. Правда, ориентироваться на местности пришлось все же при помощи обычной бумажной дорожной карты: навигатор все равно плутал в сельских тропах. Второй этап – в Москве, с ее высотками и развилками, где навигатор (к слову, оснащенный только GPS-чипом) теряет сигнал со спутника в самый неподходящий момент.
Эксперимент занял без малого 12 дней, после чего был проведен анализ полученной информации. Траектории движения, построенные на основе данных с GPS-приемника, практически не отличались от трека приемника сигнала ГЛОНАСС. «В целом траектории сходились, но была и разница (до 10 м), обусловленная различной настройкой блоков. ГЛОНАСС был запрограммирован чаще передавать информацию на сервер», – пояснили эксперты РНТ. За все это время оба приемника ни разу не теряли сигнал со спутников, разве что в самом начале пути ГЛОНАСС выходил на связь с сервером на полчаса дольше.
А поточнее
Электронная женщина имеет свой­ство напоминать о потере сигнала в самый неподходящий момент. Мало кто помнит, что для определения местоположения приемнику необходимо получать сигнал одновременно с трех и более спутников, а зачастую – из-за особенностей рельефа, высотной застройки или сильной облачности – спутники оказываются не видны. Орбитальная группа GPS состоит из 24 спутников, еще столько же должно быть у ГЛОНАСС. Приемник с двойным чипсетом GPS/ГЛОНАСС должен видеть больше спутников, и одна система подстрахует другую в случае потери сигнала.
«Субъективно ГЛОНАСС мне кажется немного точнее, но, наверное, только на территории России», – говорит автор идеи и руководитель экспедиции «Россия track drawing» Иван Ярмощук. Команда проекта передвигается по стране по определенным траекториям, так чтобы в итоге треком, построенным навигатором, на карте «нарисовать» слово «Россия» (см. рисунок). «Мы решили, что лейтмотивом будет «качественное отечественное». Соответственно, сразу обратились и к новой навигационной системе. Но для того чтобы сравнить, и во многом для подстраховки, мы решили использовать и GPS, и ГЛОНАСС», – поясняет г-н Яморщук. В тестовом режиме уже «нарисовали» букву «Р», пока сложностей с приемом сигнала не было.
Оборудование, установленное на автомобиль РБК daily для тест-драйва, как и система, установленная на автомобили экспедиции «Россия track drawing», более мощное, чем система обычного навигатора. «Многое зависит от антенны приемника, в блоках она была вынесена наружу, а в автомобильных навигаторах – встроенная», – объясняют специалисты РНТ противоречивость данных, полученных с бортовых блоков, поведению обычного навигатора.
Исторически равные
ГЛОНАСС можно назвать плодом модернизации современной России лишь с большой натяжкой. Разработка этой системы была начата в 1970-е годы, а полностью принята в эксплуатацию Мини­стерством обороны в 1993 году. Россия опередила в этом американского конкурента – GPS, который официально был признан готовым к эксплуатации спустя два года – в 1995-м. Но на этом жизненные пути навигационных систем разошлись.
Американцы быстро решили переориентировать предназначенную для военных целей спутниковую систему навигации на «гражданку». В мае 2000 года распоряжением президента США Билла Клинтона было снято загрубление сигнала, так что принимать информацию со спутников, при наличии оборудования, могли все и абсолютно бесплатно.
В России аналогичный указ (№638) был подписан также в мае, но уже 2007 года президентом Владимиром Путиным. «Доступ к гражданским навигационным сигналам системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений», – говорится в документе. На тот момент на орбите оставалось всего пять спутников ГЛОНАСС. На то, чтобы догнать американского конкурента, с 2002 года по май 2011 года из федерального бюджета было выделено 102 млрд руб.
Полностью развернуть орбитальную группировку должны были уже в начале этого года, но не все шло гладко. В декабре прошлого года из-за ошибок в расчетах полетного задания (в баки залили 1,5 т лишнего топлива) на расчетную орбиту не вышли три космических аппарата ГЛОНАСС-М, запущенные с Байконура ракетой-носителем «Протон-М». Потеря спутников затянула реализацию программы почти на год. Этот и еще несколько неудачных запусков других спутников стали причиной увольнения главы Роскосмоса Анатолия Перминова. Его кресло занял Владимир Поповкин.
Сейчас на орбите 23 спутника. В прошлый четверг, после проверки всех систем: ракетоносителя, разгонного блока и самого аппарата – было принято решение перенести запуск последнего, 24-го спутника на сентябрь, уточняют в компании-конструкторе «Российские космические системы» (РКС).
Новая федеральная целевая программа, которую должны были принять в августе этого года, по заявлениям Роскосмоса, предусматривает четырехкратный рост расходов: 402 млрд руб. до 2020 года. Впрочем, смета постоянно корректируется. Самый первый проект ФЦП ГЛОНАСС в редакции от ноября 2010 года предусматривал финансирование в объеме 543,6 млрд руб., однако он не прошел одобрение Минэкономразвития. В январе этого года был представлен доработанный вариант с бюджетом 462,2 млрд руб., а в июне появилась цифра 402 млрд. В рамках общей экономии бюджета сейчас обсуждается возможность снизить затраты до 249 млрд руб.
Как заработать на ГЛОНАСС
Копья ломаются и вокруг рыночных перспектив русской навигации. Само по себе наличие спутников не принесет государству никакой выгоды, взимать плату за прием сигналов ГЛОНАСС невозможно ни юридически, ни технически. Здесь на первом месте скорее стоит вопрос национальной безопасности, а также уровень политического влияния России в мире.
Эксперты сходятся во мнении, что наиболее востребованным ГЛОНАСС станет на Ближнем Востоке, в Китае и Латинской Америке – регионах, где стремятся уменьшить политические риски, связанные с зависимостью от США. У Соединенных Штатов существует техническая возможность отключить от сигналов GPS целые регионы. Хотя власти страны никогда не подтверждали этот факт, в мировом сообще­стве утвердилось мнение, будто GPS уже не раз «глушили», например во время военных действий в Ираке.
Вне политики заработать можно только на рынке автонавигаторов. Последний прибор ГЛОНАСС/GPS в начале месяца презентовала LEXAND – один из лидеров российского рынка по продажам GPS-оборудования. Правда, бросать все силы на этот сегмент руководство компании пока не решается. «Устройство с двумя приемниками изначально стоит дороже обычного GPS. Объем рынка для ГЛОНАСС/GPS недостаточен, чтобы понизить цену устройства до цены обычного GPS», – говорит руководитель отдела продаж LEXAND Павел Долгинов. По его словам, российский конечный пользователь не видит пока серьезных преимуществ ГЛОНАСС/GPS перед GPS, и спрос на такие устройства из-за цены «в разы меньше».
«Для иностранцев рынок пока очень мал и политизирован», – добавляет г-н Долгинов. Молчаливым подтверждением этому стало поведение представителей Garmin: в американском офисе напрочь отказались общаться с российскими журналистами на предмет ГЛОНАСС. Ранее компания заявляла, что намерена начать производство первых ГЛОНАСС/GPS-навигаторов осенью 2011 года.
Собирать готовые устройства в России и уж тем более оснащать их чипсетами российского производства участники рынка не намерены, уповая в первую очередь на низкое качество электроники. Действительно, российский чипсет ГЛОНАСС, который довелось подержать в руках корреспонденту РБК daily, раз в пять больше своего GPS-собрата. «И куда его девать?» – сокрушаются производители навигационных устройств. Конечно, есть рынки сбыта в военной навигации и геодезии, но это весьма узкий сегмент, добавляют собеседники.
Как ни странно, в этой части перехватить инициативу у разочарованных российской электроникой потребителей готовы иностранцы. Американская Qualcomm уже выпускает на заводах в Средней Азии коммерческий чипсет (но не готовые устройства), поддерживающий GPS и ГЛОНАСС, – MSM7230. «Мы полностью готовы обеспечить наших заказчиков необходимым объемом гибридных решений и сопутствующей поддержкой. Компания предлагает производителю сами чипы в необходимых количествах, а также техническую документацию по встроенной антенне для приема сигнала от спутников обеих систем», – пояснили РБК daily в компании Qualcomm.
По фурам и автобусам
На внутреннем рынке самым перспективным остается сегмент систем мониторинга транспорта. Спрос на такое оборудование должны обеспечить собственники бизнеса, стремящиеся к оптимизации расходов. Согласно исследованию, проведенному ассоциацией разработчиков, производителей и потребителей навигационного оборудования «ГЛОНАСС/ГНСС Форум», применение таких систем позволяет сэкономить до 20% топлива, сократить простои автотранспорта на 5% и пробег на 10%, при окупаемости до полугода. Впрочем, нельзя сказать, что владельцы малого бизнеса выстроились в очередь за таким оборудованием. Во-первых, еще не все осознают своей потребности в этом. Во-вторых, слишком много в российском бизнесе «серых» схем, которые не предполагают какой бы то ни было отчетности.
Пока единственным двигате­лем рынка в России может стать государство. Проект ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает, что весь автотранспорт в обязательном порядке оборудуют навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС/GPS, автоматически передающими в случае аварии свои координаты по каналам мобильной связи в дежурно-диспетчерскую службу. Плановая дата запуска для всех новых автотран­спортных средств – 2013 год.
«ЭРА-ГЛОНАСС послужит локомотивом для российского навигационного рынка. Создание этой системы не только масштабирует сам рынок (миллионы потребителей, а значит, новое навигационное оборудование и услуги для них), но и станет готовой основой для внедрения навигационно-информационных систем с различным функционалом, считает ведущий аналитик НИС Андрей Ионин. Однако до ввода в эксплуа­тацию системы ЭРА-ГЛОНАСС еще два года.
В условиях столь быстро растущего рынка не стоит ждать 2013 года, считает эксперт, многое для внедрения навигационных технологий ГЛОНАСС/GPS можно сделать уже сейчас. Сегодня необходимо сделать акцент на внедрении навигационных систем там, где они в наибольшей степени влияют на безопасность и качество транспортных услуг: мониторинг общественного транспорта, перевозки опасных грузов, оснащение транспорта оперативных служб (полиции, МЧС, скорой помощи).
Для муниципального транспорта внедрение такой системы может стать обязательным, и расплачиваться за него будут бюджеты регионов. Для частных фирм стимулом послужило бы отягощение системы лицензирования пассажирских перевозок. Такая схема не только позволит оптимизировать транспортную систему, но и продемонстрирует ГЛОНАСС рядовому гражданину и, возможно, изменит отношение к государственным инициативам в лучшую сторону.
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/review/doc/56971/29.08.2011


Иванов разочаровался в технопарках


Вице-премьер Сергей Иванов предложил исключить 3 региона из программы создания технопарков.
23 августа состоялось заседание правительственной комиссии по транспорту и связи, на котором чиновники обсудили программу создания в России технопарков в сфере высоких технологий. Председатель комиссии Сергей Иванов предложил исключить из программы Московскую, Калужскую области и Петербург: за пять лет обещанные технопарки в них так и не появились.
«О целесообразности исключения из программы Калужской и Московской областей, Санкт-Петербурга как регионов, не выполняющих свои обязательства в рамках программы, уже неоднократно говорилось. Сколько лет еще нужно этим субъектам Федерации для того, чтобы, наконец, начать реально что-то создавать? Не пора ли дать шанс другим регионам? - возмутился вице-премьер Сергей Иванов на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи. - Мы имеем очередь из желающих участвовать в программе и одновременно - сдерживающий фактор, связанный с отсутствием финансовых возможностей федерального бюджета для удовлетворения всех заявок».
Глава Минкомсвязи России Игорь Щеголев в ходе заседания отметил, что тем регионам, которые приняли участие в программе по строительству технопарков, но ничего не построили, нужно «показать желтую карточку». «Логично перераспределить ресурсы в пользу тех, кто что-то делает или высказывает готовность работать», - говорит он.
Программа утверждена правительством в 2006 г. и действует до 2014 г. Вице-премьер Сергей Иванов заявил, что уже работают пять технопарков: в Татарстане («ИТ-парк» и первая очередь технополиса «Химград»), Тюменской области (Западносибирский инновационный центр), Новосибирской области (Центр технологического обеспечения инновационных разработок) и Кемеровской области (первая очередь Кузбасского технопарка).
Игорь Щеголев отметил, что работа программы в целом заслуживает не только положительной оценки, но и увеличения финансирования. По его мнению, «проект по технопаркам становится модным». «Считаю, что это эффективная мера для развития новых технологий», - добавил министр.
«При подготовке проекта федерального бюджета на 2012 г. и плановый период 2013 г. и 2014 г. Минкомсвязи обратилось с предложением в Минфин России о возможности выделения в 2012-2014 гг. дополнительных средств, необходимых для развития комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», в размере 9,8 млрд руб.», - уточнила репортеру ComNews пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций. По сообщению пресс-службы, вопрос о дополнительном финансировании программы в 2012-2014 гг. рассмотрит Минфин и правительственная комиссия по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период.
http://www.russianelectronics.ru/leader-r/news/russianmarket/doc/56915/ 24.08.2011

 


Консультации

Отдел перспективного маркетинга:
Тел.                       + 375 17 398 1054
Email: markov@bms.by
ICQ: 623636020
Бюро рекламы научно-технического отдела
Тел.                       + 375 17 212 3230
Факс:                     + 375 17 398 2181


Home Map

Back

Contact

Engl Russ

© Reseach & Design Center 2014